четверг, 9 сентября 2021 г.

Консультация для родителей. Речевое развитие детей 5-6 лет.

 


 Лексика

Ребенок использует  в речи прилагательные, обозначающие состояние предметов (деревянный, замёрзший...), а также отвлечённые, абстрактные понятия (добрый, душевный...).

Дети шестого года жизни владеют обобщающими понятиями. Например: «транспорт», указывая, что транспорт бывает воздушный (самолет, вертолет...), водный(катер, паром...),наземный (автобус, поезд...), подземный (метро).

 Ориентируются в пространстве (право, лево, сзади...) и времени (вчера, сегодня, ночью...).

Грамматический строй речи

Ребенок правильно употребляет в речи простые и сложные предлоги (из, из-под, из-за…);

- правильно согласовывает в речи существительные с числительными (пять ложек, пять яблок, груш, конфет);

- согласовывает прилагательные с именами существительными в роде числе и падеже (море синее, стулья деревянные и др.);

- образовывает притяжательные прилагательные (медвежья, собачьи, папин...).

Связная речь

На шестом году жизни без дополнительных вопросов дети могут пересказать сказку или рассказ из 40-50 предложений.

Звукопроизношение

К шести годам дети овладевают произношением всех звуков речи, однако у некоторых детей усвоение звуков может проходить неравномерно или неверно.

От того, как вы будете разговаривать с ребенком, насколько интонационно выразительна, мелодична, эмоционально окрашена будет ваша речь, зависит и качество речи вашего малыша. Поправляя ошибки в его речи (в звукопроизношении, в грамматическом оформлении словосочетаний, предложений) вы заботитесь о его интеллектуальном развитии.

В нелегкой работе по преодолению недостатков речи у детей родителям необходимо:

1. Развитие умения правильно слышать и выделять звуки речи. Неумение различать звуки речи, находить тот или иной звук в слове и определять его место относительно других — самая частая причина возникающих проблем с чтением и письмом.

Ребенку важно уметь:

-определять место заданного звука в слове (в начале, середине, конце);

 -делить слова на слоги;

-различать слова, отличающиеся одним звуком;

 -находить слова, в которых есть заданный звук;

 -осознавать основные элементы языка — слово, звук.

 2. Формирование правильного звукопроизношения.

Родители должны сами говорить правильно, называя все предметы соответствующими словами, не коверкая их, не подражая речи детей. Если ребенок после 5 лет произносит отдельные звуки неправильно, родителям необходимо обратиться за консультацией к логопеду. К моменту поступления в школу желательно устранить ошибочное произношение звуков. Иначе ошибки в устной речи спровоцируют появление ошибок при чтении и на письме.

3. Развитие моторики и графических навыков (расположение предметов по отношению к ребенку, между предметами, ориентация в понятиях «справа», «слева», «внизу» и т. д., игры с мелкими предметами, шнуровки и т. д.).

4. Развитие словаря.

Формировать умения:

определять количество и последовательность слов в предложении;

составлять предложения, рассказ по сюжетным картинкам;

 пересказать текст;

рассказать сказку.

Развиваем речь, играя!

«Назови лишнее слово»

Взрослый  называет слова и предлагает ребенку назвать  «лишнее» слово, а затем объяснить, почему это слово «лишнее». «Лишнее» слово среди имен существительных:

кукла, песок, юла, ведерко, мяч;

стол, шкаф, ковер, кресло, диван;

пальто, шапка, шарф, сапоги, шляпа;

слива, яблоко, помидор, абрикос, груша;

волк, собака, рысь, лиса, заяц;

лошадь, корова, олень, баран, свинья;

роза, тюльпан, фасоль, василек, мак;

 «Лишнее» слово среди имен прилагательных:

грустный, печальный, унылый, глубокий;

храбрый, звонкий, смелый, отважный;Хочу такой сайт

желтый, красный, сильный, зеленый;

« Чем отличаются предметы?»

Чашка и стакан

Яблоко и груша

Помидор и тыква

Тарелка и миска

Кофта и свитер

«Что общее?»

У двух предметов:

огурец, помидор (овощи);

ромашка, тюльпан (цветы);

слон, собака (животные).

У трех предметов:

мяч, солнце, шар — ...

тарелка, ваза, чашка — ...

лист, трава, крокодил — ...

 

"Подбери словечко"

В эту игру можно играть с мячом, перекидывая, его друг другу.

Про что можно сказать "свежий"… (воздух, огурец, хлеб, ветер);

"старый"… (дом, пень, человек, ботинок);

"свежая"… (булочка, новость, газета, скатерть);

"старая"…(мебель, сказка, книга, бабушка); "свежее"… (молоко, мясо, варенье); "старое"…(кресло, сиденье, окно).

«Волшебные  очки»

Взрослый говорит: «Представь,  что  у  нас  есть  волшебные  очки. Когда  их  надеваешь, то  все  становится  красным (зеленым, желтым, синим  и  т.д.). Посмотри  вокруг  в  волшебные  очки,  какого  цвета  все  стало, скажи: красный  мяч, красные  сапоги,       красное  платье, красный  нос. Красное  окно, красная  рука  и прочие.                                              

 Рекомендации родителям

Для того чтобы ребенок научился хорошо говорить:

1. У ребенка должен быть стимул для разговора (это может быть Ваш вопрос, просьба о чем-то рассказать). При этом взрослый действительно заинтересован услышать ответ, рассказ ребенка. Можно предложить ребенку поделиться своими впечатлениями от просмотра мультфильма, от совместной прогулки, посещения спектакля, музея, выставки и т.д.

 2.         Рассматриваете ли Вы картинку, слушаете ли сказку, обращайте внимание ребенка на редко встречающееся слово, меткое, образное выражение - это приучит его «вслушиваться» в речь, осмысленно использовать слова в своем рассказе. Для развития речи ребенка можно использовать любую ситуацию: поездку в транспорте, прогулку и т.д. В литературе можно встретить множество игр на развитие словаря, разговорной речи дошкольников. Это такие, как: «Назови любимые игрушки», «Каких животных ты знаешь?», «Скажи по-другому», «Опиши свою одежду» и многие другие. Поиграйте с детьми.

3. В каждой семье есть детская литература. Ее можно использовать для развития детской речи. Прочитайте с детьми книгу, разберите новые (сложные, непонятные) слова, встреченные в тексте, попросите ребенка рассказать понравившийся эпизод, рассмотрите вместе иллюстрации в книге и попросите рассказать, что на них изображено. А потом предложите нарисовать понравившегося героя. Важно, чтобы такая работа по развитию речи была систематической. Взрослые должны постоянно помнить: речь не передается по наследству. Ребенок перенимает опыт речевого общения от окружающих, т.е. овладение речью находится в прямой зависимости от

окружающей речевой среды. Поэтому так важно, чтобы взрослые создавали эту речевую среду для постоянного общения с ребенком.

 

Помните об этом, уважаемые взрослые!!!

4. Не торопитесь все рассказать и объяснить сами (взрослые это очень любят). Дайте ребенку возможность самому рассказать, объяснить, не торопите его. Взрослый может подсказать необходимое слово, поправить произношение, но всегда нужно дать выговориться ребенку и поучиться внимательно его слушать, не перебивая, не торопя, не  отвлекаясь.

Верьте в силы ребенка!

Обучайте в игре!

Умейте выслушать ребенка.

Следите за звукопроизношением ребенка в бытовой речи, ненавязчиво поправляя его. Лишь постоянное наблюдение  за речью ребенка способствует успешной и быстрой автоматизации звуков.

 Уделять постоянное внимание собственной речи, так как высказывания взрослых являются образцом для правильного, а зачастую неправильного развития лексической, грамматической сторон детской речи.

Наполнить повседневную жизнь детей грамотным речевым общением:

-посредством называния окружающих предметов и явлений развивать предметный словарь (например, это мяч, это шапка и т.д.);

-в собственной речи четко проговаривать окончания слов, дать ребенку возможность услышать изменение звучания слов в различных контекстах, правильно употреблять грамматические формы и т.д.

-обращать внимание детей на смыслообразующие элементы речевой системы – глаголы, на примерах из повседневной жизни, учить детей дифференцировать их по смыслу (например, соответственно: встал, лег, зашил дырку, пришил пуговицу, вышил цветок и т.д.);

-привлекать внимание детей к правильному пониманию и употреблению пространственных предлогов в контекстной речи и изолированно (например, положи карандаш на стол, возьми карандаш со стола, положи карандаш под стол, спрячь карандаш за спину и т.д.);

     Источник: https://chayka-ntu.tvoysadik.ru/site/pub?id=127

 

И самое главное – как можно чаще хвалите вашего ребенка, даже за небольшие успехи!!!

Комментариев нет:

Отправить комментарий