вторник, 10 ноября 2020 г.

Консультация для родителей

Играй! Буквы запоминай!

Прежде чем начать играть с ребенком, давайте разберемся, что
такое буква. 
Буква - это комбинация графических элементов
(вертикальных, горизонтальных, диагональных линий,
окружностей и полукружий);
  буква обозначает звук речи (то,
что мы произносим). Отсюда и две основные задачи, которые
стоят перед взрослым:
- научить ребенка узнавать и правильно называть буквы как комбинации
разных элементов;
- научить ребенка соотносить эту комбинацию элементов со звуками речи.
В русском языке 33 буквы, только 31 из них обозначает звуки (Ъ и Ь звуков не
обозначают). Буквы и звуки русского языка делятся на гласные и согласные.
Гласных звуков существует только 6. Это - А, О, У, Э, Ы, И. А гласных букв - 10:
перечисленные выше А, О, У, Э, Ы, И и еще 4 "коварные" буквы - Я, Ю, Е, Ё. Эти
особенные буквы обозначают сразу два звука, если стоят в начале слова, или после
другой гласной буквы. Так, буква Я = ЙА (в слове ЯМА или МОЯ, , буква Ю=ЙУ (в
словах ЮЛА или ЮБКА), буква Е = ЙЭ (ЕЛЬ или ЕГОР), а буква Ё = ЙО (ЁЛКА,
ЁЖИК). А после согласных звуков эти буквы обозначают другие звуки. Так, Я=А (в
слове МЯЧ, например), Ю=У (в слове ЛЮК, например), Е=Э (ЛЕС или ЛЕТО),а Ё=О
(МЁД или ЛЁД).
Гласные буквы, стоящие после согласной, могут делать ее произношение твердым или
мягким. Твердость предыдущему согласному звуку придают буквы А, О, У, Ы, Э.
Мягкость предыдущего согласного звука обозначают буквы И, Е, Ё, Ю, Я. Например, в
слове ЛУК звук Л - твердый, а в слове ЛЮК звук Л - мягкий.
У каждой буквы есть название, закрепленное в алфавите. Названия согласных букв не
совпадают с произношением звуков, которые они обозначают. Например, буква К
называется "КА", может обозначать твердый звук К (в слове КОТ) и мягкий звук К' (в
слове КИТ).
Возникает вопрос. Как приучать ребенка называть буквы: как в алфавите или
упрощенно - звуками, которые они обозначают? Стоит ли объяснять ребенку
особенности русской фонетики?
Нужно понимать, что в основе обучения чтению лежит не буква, а звук. Представьте
себе, что ребенок выучил буквы "правильно", т. е. так, как принято называть их в
алфавите (БЭ, ВЭ, ЭН и т. д.). Тогда при назывании букв он будет называть два звука Б
и Э, В и Э, Э и Н. Это затруднит слияние звуков при чтении слогов, в результате чего
сформируется побуквенное чтение. Вместо МА-МА у ребенка получится "эМА-эМА".
Прочтение же некоторых многосложных слов станет совершенно недоступным
ребенку. Такие слова будут не прочитываться, а разгадываться им, как ребусы.
Например, слово "открытка" малыш прочитает как "о-тэ-ка-эр-ы-тэ-ка-а". Не
удивительно, что смысл слова или предложения при побуквенном чтении очень часто
будет непонятен ребёнку. В целом такой способ заучивания букв усложняет и
удлиняет путь от послогового чтения к чтению целыми словами. Таким образом,
становится очевидным, что правильнее для ребенка называть согласные буквы
упрощенно, как мы называет твердый согласный звук, который они обозначают. Не
"ЭМ", а "М", не "ПЭ", а "П", не "ХА", а "X".
 Придет время и ваш ребёнок усвоит знания по фонетике языка, выучит названия букв
по алфавиту. А пока он может учиться читать и без этих знаний.
Еще один очень важный вопрос. В какой последовательности легче изучать буквы
дошкольнику?
 
Если вы не ориентируетесь на последовательность букв в какой-либо
конкретной "Азбуке" или "Букваре", постарайтесь первое время учитывать следующие
моменты.
- Сначала изучите с ребенком гласные буквы А, О, У.
- Через некоторое время добавьте в упражнения буквы И, Ы.
- Согласные буквы начинайте изучать с тех, которые ребенок хорошо
выговаривает (не нужно выбирать для начальных занятий Л и Р,).
- Первыми надо вводить в игры буквы, наиболее часто встречающиеся в русской
речи (не стоит начинать с Ц или Щ), самые простые по начертанию (не надо
заучивать первыми Д, Ж, 3) и резко отличающиеся графически, например: Н, С,
П, К.
- Не следует подряд вводить Б и В, Р и Ф, Г и Т - их легко спутать.
Играя, старайтесь научить ребенка слышать звуки речи, выделять их из слов, узнавать
облик букв, сравнивать буквы между собой по внешнему виду и звучанию. Чем
увлекательнее будут занятия с буквами, тем быстрее сформируется у ребёнка интерес к
обучению, тем значительнее будут его успехи в овладении чтением.
Веселая мозаика
Цель: запоминать буквы, учиться их составлять из мозаики, развивать мелкую
моторику.
Что вам понадобится: мозаика любого типа ("гвоздики", "кнопочки", "колпачки",
"фишки"), соответствующее наборное полотно к мозаике.
Как играть? Предложите ребенку выложить из мозаики ту букву, на запоминание
которой в настоящее время направлены ваши совместные усилия. Можете предложить
выложить букву заданного цвета (исходя из возможностей мозаики), заданного
размера (большую или маленькую), скопировать букву с образца, который вы
составите сами, сделать букву большего или меньшего размера, чем ваша.
Обратите внимание! Легче выкладывать из мозаики буквы, которые состоят только из
вертикальных и горизонтальных линий. Поэтому к составлению из мозаики, прежде
всего, рекомендуются буквы Н, Е, Г, П, Т, Ц, Ш, Ш. Следующими по уровню
сложности являются буквы, содержащие наклонные линии, например У, К, X, А, Л, Д,
Ж, М, И. А наиболее сложные для выкладывания из мозаики - буквы, в состав которых
входят элементы круга/полукруга (О, С, В, Ф, Э, Р, Ю, Б, Я, Ч, 3, Ъ, Ь).
Варианты:Предложите ребенку превращать буквы из одной в другую, добавляя
дополнительные детали мозаики, убирая лишние или перемещая необходимые детали.
Интересно будет превратить А в Л и наоборот, Т в Г и наоборот, Е в Ё и наоборот, У в
X и наоборот, П в Н или И и наоборот, Щ в Ш или Ц и наоборот.
Пластилиновый конструктор
Цель: запоминать буквы, учиться лепить буквы из пластилина, развивать мелкую
моторику.
Что вам понадобится: набор пластилина (заранее проверьте, чтобы пластилин был
эластичный, не жесткий и не ломкий), доска для лепки, стека или одноразовый
пластиковый нож.
Как играть? Вместе с ребенком изготовьте из пластилина колбаски примерн
одинаковой толщины и длины. Таких колбасок потребуется 8 штук. 2 колбаски
разделите (разрежьте) стекой пополам. 2 другие колбаски разделите на 3 части
каждую. Из 4 оставшихся колбасок сделайте колечки, скрепив их края. 2 колечка
разделите стекой пополам так, чтобы получились полукруги. Таким образом, у вас
получился набор деталей для составления любой буквы русского алфавита. Теперь
ребенок может составлять буквы по вашему образцу или по собственному
представлению.
Варианты: Можно разнообразить игру с пластилиновым конструктором, используя
пластилин разного цвета. Изготовьте одинаковые наборы деталей 2-4 цветов.
Составьте букву из деталей разного цвета. Проверьте, остались ли еще детали
соответствующих цветов и размеров для составления такой же буквы. Попросите
ребенка запомнить букву, закройте образец (коробкой или салфеткой), предложите
ребенку выложить точно такую же букву.
Волшебные палочки
Цель: запоминать буквы, учиться выкладывать буквы из палочек, учиться
преобразовывать буквы.
Что вам понадобится: счетные палочки.
Как играть? Самый простой способ - выкладывание букв из палочек по образцу или
без образца (по представлению). Когда ребенок научится выкладывать буквы из
палочек самостоятельно, можете переходить на более сложный уровень игры.
Например, составьте из палочек фигуру, напоминающую дверь.
Попросите ребенка убрать 2 палочки так, чтобы получилась буква П, затем восстановите фигуру,
попросите опять убрать 2 палочки, но уже так, чтобы получилась буква Н. Такая игра нравится детям,они чувствуют себя "волшебниками". Не забудьте подыграть своему ребенку, чтобы от выполнения  заданий он получал максимум удовольствия.
В следующий раз из фигуры "Дверь" предложите ребенку сделать и другие буквы:
убрать 1 палочку так, чтобы получилась буква Б; убрать 2 палочки так, чтобы
получилась буква Е; убрать 2 палочки так, чтобы получилась буква Р; убрать 4 палочки
так, чтобы получилась буква Г. Волшебные превращения могут происходить и с еще
одной фигурой, она напоминает окно.
Из этой волшебной фигуры можно сделать следующие буквы: букву Ф (если убрать 4
палочки), букву Ю (если убрать 3 палочки), букву Ш (если убрать 4 палочки).
Варианты: Предложите ребенку выполнить цепочку преобразований букв,
составленных из "волшебных" палочек: из буквы Б сделать букву Ь; из буквы Ь
сделать букву В; из буквы В сделать букву Р; из буквы Р сделать Ф, а из буквы Ф   сделать Я. Желаю  удачи !!!


Комментариев нет:

Отправить комментарий