Лексика
Ребенок
использует в речи прилагательные,
обозначающие состояние предметов (деревянный, замёрзший...), а также
отвлечённые, абстрактные понятия (добрый, душевный...).
Дети
шестого года жизни владеют обобщающими понятиями. Например: «транспорт»,
указывая, что транспорт бывает воздушный (самолет, вертолет...), водный(катер,
паром...),наземный (автобус, поезд...), подземный (метро).
Ориентируются в пространстве (право, лево, сзади...) и времени (вчера, сегодня, ночью...).
Грамматический строй речи
Ребенок
правильно употребляет в речи простые и сложные предлоги (из, из-под, из-за…);
-
правильно согласовывает в речи существительные с числительными (пять ложек,
пять яблок, груш, конфет);
-
согласовывает прилагательные с именами существительными в роде числе и падеже
(море синее, стулья деревянные и др.);
-
образовывает притяжательные прилагательные (медвежья, собачьи, папин...).
Связная речь
На
шестом году жизни без дополнительных вопросов дети могут пересказать сказку или
рассказ из 40-50 предложений.
Звукопроизношение
К
шести годам дети овладевают произношением всех звуков речи, однако у некоторых
детей усвоение звуков может проходить неравномерно или неверно.
От
того, как вы будете разговаривать с ребенком, насколько интонационно
выразительна, мелодична, эмоционально окрашена будет ваша речь, зависит и
качество речи вашего малыша. Поправляя ошибки в его речи (в звукопроизношении,
в грамматическом оформлении словосочетаний, предложений) вы заботитесь о его
интеллектуальном развитии.
В
нелегкой работе по преодолению недостатков речи у детей родителям необходимо:
1. Развитие умения правильно слышать и выделять звуки речи. Неумение различать звуки речи, находить тот или иной звук в слове и определять его место относительно других — самая частая причина возникающих проблем с чтением и письмом.
Ребенку
важно уметь:
-определять
место заданного звука в слове (в начале, середине, конце);
-делить слова на слоги;
-различать
слова, отличающиеся одним звуком;
-находить слова, в которых есть заданный звук;
-осознавать основные элементы языка — слово,
звук.
2. Формирование правильного звукопроизношения.
Родители
должны сами говорить правильно, называя все предметы соответствующими словами,
не коверкая их, не подражая речи детей. Если ребенок после 5 лет произносит
отдельные звуки неправильно, родителям необходимо обратиться за консультацией к
логопеду. К моменту поступления в школу желательно устранить ошибочное
произношение звуков. Иначе ошибки в устной речи спровоцируют появление ошибок
при чтении и на письме.
3.
Развитие моторики и графических навыков (расположение предметов по отношению к
ребенку, между предметами, ориентация в понятиях «справа», «слева», «внизу» и
т. д., игры с мелкими предметами, шнуровки и т. д.).
4.
Развитие словаря.
Формировать
умения:
определять
количество и последовательность слов в предложении;
составлять
предложения, рассказ по сюжетным картинкам;
пересказать текст;
рассказать
сказку.
Развиваем речь, играя!
«Назови лишнее слово»
Взрослый называет слова и предлагает ребенку
назвать «лишнее» слово, а затем
объяснить, почему это слово «лишнее». «Лишнее» слово среди имен
существительных:
кукла,
песок, юла, ведерко, мяч;
стол,
шкаф, ковер, кресло, диван;
пальто,
шапка, шарф, сапоги, шляпа;
слива,
яблоко, помидор, абрикос, груша;
волк,
собака, рысь, лиса, заяц;
лошадь,
корова, олень, баран, свинья;
роза,
тюльпан, фасоль, василек, мак;
«Лишнее»
слово среди имен прилагательных:
грустный,
печальный, унылый, глубокий;
храбрый,
звонкий, смелый, отважный;Хочу такой сайт
желтый,
красный, сильный, зеленый;
« Чем отличаются предметы?»
Чашка
и стакан
Яблоко
и груша
Помидор
и тыква
Тарелка
и миска
Кофта
и свитер
«Что общее?»
У
двух предметов:
огурец,
помидор (овощи);
ромашка,
тюльпан (цветы);
слон,
собака (животные).
У
трех предметов:
мяч,
солнце, шар — ...
тарелка,
ваза, чашка — ...
лист,
трава, крокодил — ...
"Подбери словечко"
В
эту игру можно играть с мячом, перекидывая, его друг другу.
Про
что можно сказать "свежий"… (воздух, огурец, хлеб, ветер);
"старый"…
(дом, пень, человек, ботинок);
"свежая"…
(булочка, новость, газета, скатерть);
"старая"…(мебель,
сказка, книга, бабушка); "свежее"… (молоко, мясо, варенье);
"старое"…(кресло, сиденье, окно).
«Волшебные
очки»
Взрослый
говорит: «Представь, что у
нас есть волшебные
очки. Когда их надеваешь, то
все становится красным (зеленым, желтым, синим и
т.д.). Посмотри вокруг в
волшебные очки, какого
цвета все стало, скажи: красный мяч, красные
сапоги, красное платье, красный нос. Красное
окно, красная рука и прочие.
Для
того чтобы ребенок научился хорошо говорить:
1. У
ребенка должен быть стимул для разговора (это может быть Ваш вопрос, просьба о
чем-то рассказать). При этом взрослый действительно заинтересован услышать
ответ, рассказ ребенка. Можно предложить ребенку поделиться своими
впечатлениями от просмотра мультфильма, от совместной прогулки, посещения
спектакля, музея, выставки и т.д.
2.
Рассматриваете ли Вы картинку, слушаете ли сказку, обращайте внимание
ребенка на редко встречающееся слово, меткое, образное выражение - это приучит
его «вслушиваться» в речь, осмысленно использовать слова в своем рассказе. Для
развития речи ребенка можно использовать любую ситуацию: поездку в транспорте,
прогулку и т.д. В литературе можно встретить множество игр на развитие словаря,
разговорной речи дошкольников. Это такие, как: «Назови любимые игрушки», «Каких
животных ты знаешь?», «Скажи по-другому», «Опиши свою одежду» и многие другие.
Поиграйте с детьми.
3. В
каждой семье есть детская литература. Ее можно использовать для развития
детской речи. Прочитайте с детьми книгу, разберите новые (сложные, непонятные)
слова, встреченные в тексте, попросите ребенка рассказать понравившийся эпизод,
рассмотрите вместе иллюстрации в книге и попросите рассказать, что на них
изображено. А потом предложите нарисовать понравившегося героя. Важно, чтобы
такая работа по развитию речи была систематической. Взрослые должны постоянно
помнить: речь не передается по наследству. Ребенок перенимает опыт речевого
общения от окружающих, т.е. овладение речью находится в прямой зависимости от
окружающей
речевой среды. Поэтому так важно, чтобы взрослые создавали эту речевую среду
для постоянного общения с ребенком.
Помните об этом, уважаемые взрослые!!!
4.
Не торопитесь все рассказать и объяснить сами (взрослые это очень любят). Дайте
ребенку возможность самому рассказать, объяснить, не торопите его. Взрослый
может подсказать необходимое слово, поправить произношение, но всегда нужно
дать выговориться ребенку и поучиться внимательно его слушать, не перебивая, не
торопя, не отвлекаясь.
Верьте
в силы ребенка!
Обучайте
в игре!
Умейте
выслушать ребенка.
Следите
за звукопроизношением ребенка в бытовой речи, ненавязчиво поправляя его. Лишь
постоянное наблюдение за речью ребенка
способствует успешной и быстрой автоматизации звуков.
Уделять постоянное внимание собственной речи,
так как высказывания взрослых являются образцом для правильного, а зачастую
неправильного развития лексической, грамматической сторон детской речи.
Наполнить
повседневную жизнь детей грамотным речевым общением:
-посредством
называния окружающих предметов и явлений развивать предметный словарь
(например, это мяч, это шапка и т.д.);
-в
собственной речи четко проговаривать окончания слов, дать ребенку возможность
услышать изменение звучания слов в различных контекстах, правильно употреблять
грамматические формы и т.д.
-обращать
внимание детей на смыслообразующие элементы речевой системы – глаголы, на примерах
из повседневной жизни, учить детей дифференцировать их по смыслу (например,
соответственно: встал, лег, зашил дырку, пришил пуговицу, вышил цветок и т.д.);
-привлекать
внимание детей к правильному пониманию и употреблению пространственных
предлогов в контекстной речи и изолированно (например, положи карандаш на стол,
возьми карандаш со стола, положи карандаш под стол, спрячь карандаш за спину и
т.д.);
Источник: https://chayka-ntu.tvoysadik.ru/site/pub?id=127
И самое главное –
как можно чаще хвалите вашего ребенка, даже за небольшие успехи!!!
Комментариев нет:
Отправить комментарий