ДЫХАТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ
Пёрышко, лети!
Ребёнку предлагают глубоко вдохнуть, сильной струёй воздуха подуть на лежащее перед ним на столе пёрышко, чтобы оно взлетело. Затем глубоко вдохнуть и подуть на каждое из 5 лежащих перед ним пёрышек, чтобы полетели все одновременно.
Ныряй!
Ребёнок стоя делает глубокий вдох, закрывает нос пальцами и приседает. В таком положении он мысленно считает до 5—10, затем встаёт и выдыхает.
Удержи пёрышко
Маленькое пёрышко прикладывают к стене и отпускают. В это время ребёнку предлагают быстро и глубоко вдохнуть, направив струю выдыхаемого воздуха на пёрышко, чтобы оно не упало.
СИНХРОНИЗИРОВАННЫЕ ДВИЖЕНИЯ
Пёсик
Ребёнок делает глубокий вдох, поднимая глаза вверх, в это время поднимает язык во рту. Затем выдох, возвращаясь в исходное положение. То же самое во время вдоха проделывается языком и глазами по всем направлениям, в том числе по диагоналям.
Художник
Ребёнку предлагают мысленно взять в правую руку карандаш и «нарисовать» что-либо, например, бант. То же самое проделать левой рукой. После этого попытаться «нарисовать» рисунок двумя руками одновременно.
Солдат
На фоне ритмичной музыки ребёнку предлагают выполнить движения одноимёнными руками и ногами, например, шагая с левой ноги, взмахивать левой рукой.
РЕЛАКСАЦИОННЫЕ УПРАЖНЕНИЯ
Снежная баба
Ребёнку предлагают представить, что он — снежная баба, но вот солнце пригрело, припекло, и снежная баба начала таять. Далее ребёнок изображает, как постепенно тает: сначала голова, потом одна рука, другая, понемножку начало таять и туловище, и, наконец, снежная баба превратилась в лужицу, растёкшуюся по земле.
Травинка на ветру
Ребёнку предлагают изобразить всем телом травинку: сесть на пятки, руки вытянуть вверх, сделать вдох. Начинает дуть ветер, и травинка наклоняется до земли (выдыхая, наклонить туловище вперёд, пока грудь не коснётся бёдер; руки при этом вытянуть вперёд, ладони на полу; не меняя положения туловища, максимально потянуться руками ещё дальше).
Система работы по использованию данных упражнений включает в себя несколько этапов.
На первом этапе дети учатся выполнять простые упражнения, играть в пальчиковые игры. Приведём примеры.
Пальчиковая игра «Прятки»
Ладонь свою мы сжали в кулачок —
Пальцы спрятались в комочек, и молчок.
(Ладонь сжать в кулак.)
Захотели пальцы в прятки поиграть —
Отправляемся все пальчики искать.
«Здравствуй, первый пальчик, — я сказал любя, —
От меня не прячься, я нашёл тебя».
(Разогнуть большой палец.)
«Выходи, второй брат, и тебя узнал», —
Указатель—пальчик голову поднял.
(Разогнуть указательный палец, большой не опускать.)
Разогнулся рядом третий — середняк,
Помогает пальцам, если что не так.
(Разогнуть средний палец, большой и указательный не опускать.)
Притаился рядом безымянный брат —
Мой четвёртый пальчик, как ему я рад!
(Разогнуть безымянный палец, предыдущие пальцы не опускать.)
Удалец-мизинец отыскался сам.
(Разогнуть мизинец.)
Я теперь о братьях расскажу друзьям.
(Помахать ладонью влево-вправо.)
Л. Яртова
На втором этапе дети учатся выполнять упражнения, состоящие из положений рук, сменяющих друг друга.
Упражнение «Фонарик»
Мне не скучно без огня —
Есть фонарик у меня.
На него посмотришь днём —
Ничего не видно в нём,
А посмотришь вечерком —
Он с зелёным огоньком.
А. Барто
Ребёнок выполняет движения на поверхности стола. Одна рука сжата в кулак, другая лежит ладонью на столе. Одновременно менять положение рук.
Упражнение «Мячик»
Бью по мячику ладошкой,
Скачет мячик по дорожке.
Прыг да скок до поворота,
Прыг да скок да за ворота,
Прыгнул в огород соседа —
Вот какой он непоседа!
Т. Коваль
Одна рука сжата в кулак, другая лежит ребром ладони на столе. Одновременно менять положение рук. На каждое слово стихотворения менять положение рук: кулак, распрямлённая ладонь, ладонь ребром. Также на втором этапе дети учатся выполнять упражнения, которые требуют дифференцированных, точных движений каждого пальца кисти.
Упражнение «Ожерелье»
Бусинка к бусинке соберись,
Для мамы ожерелье появись!
Последовательно в быстром темпе соединять большой палец сначала с указательным, потом по порядку с остальными.
Упражнение «Осенние бусы»
Осень по лесу идёт,
Бусы в сумочку кладёт:
Бусы спеют на калинке,
На красавице рябинке.
Очень бусы хороши —
Полюбуйтесь от души!
А. Кулагина-Фурсина (перераб.)
Соединить указательный и большой пальцы левой руки, большой и мизинец правой. В такт счёту совершать одновременные разнонаправленные движения: соединять большой палец левой руки со средним, безымянным и мизинцем, а большой палец правой — с безымянным, средним и указательным.
Упражнение «Колечко»
Прыгнул заинька с крылечка
И в траве нашёл колечко.
А колечко не простое —
Дорогое, золотое.
Л. Савина (перераб.)
Пальцы левой руки сжать в кулак, разогнуть указательный и средний и развести их в стороны; большой и указательный пальцы правой руки соединить в кольцо, остальные развести в стороны. Поменять руки. Повторить несколько раз.
Спасибо за ценный материал. Часто использую в работе Ваши наработки. Всегда с интересом изучаю новые статьи Вашего блога.
ОтветитьУдалитьОчень хорошая подборка игр!!! Педагоги- практики оценят!!!
ОтветитьУдалить