вторник, 8 сентября 2020 г.

 Развитие графомоторных навыков у детей   старшего    дошкольного возраста



Что такое графомоторный навык? Графомоторный навык – это навык овладения письмом.

 Письмо – это сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки. Техника письма требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, а также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания.

Неподготовленность к письму ребенка, может привести к возникновению негативного отношения к учебе, тревожного состояния ребёнка в школе.

 

 

Подготовка к письму предполагает развитие у детей:

Мелкой моторики пальцев рук. Учеными доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребёнка. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь.

Ориентации в пространстве, в частности, на листе бумаги, а также в общих направлениях движения (слева - направо, сверху - вниз, вперед - назад);

Чувство ритма, умение согласовывать темп и ритм движений, слово и жест;

Изобразительных и графических умений.

Какие же упражнения необходимы дошкольнику для подготовки к письму?

Это, прежде всего, все виды изобразительной деятельности. Особое значение имеет декоративное рисование – рисование орнаментов, узоров.

Раскрашивание, с этой целью можно воспользоваться различными раскрасками. Необходимо обращать внимание на то, чтобы изображение было раскрашено достаточно тщательно, ровно и аккуратно.

Помогает развитию графических навыков - это штриховка. Штриховка выполняется под руководством взрослого. Для упражнения в штриховке можно использовать готовые трафареты с изображением предметов

Широко       используются   различные        графические упражнения в тетради в клетку: обведение клеток, составление узоров по клеткам, вписание в квадрат различных упражнений: овалов, линий, крючков и т. д. Если у ребенка нарушение графомоторных навыков, то вторичные нарушения уже идут в школе. Это такие нарушения, как дисграфия. Это частичное нарушения процесса       письма, где ребенок не может писать слитно,       искажает и заменяет   буквы, аграмматизмы.      И      такое  нарушение, как аграфия, т.       е.      полная неспособность овладеть процессом письма или потеря этого навыка.  

У         детей,       которых нарушены графомоторные навыки, быстро устают, отличаются         пониженной работоспособностью. Нарушения моторики отрицательно сказываются на развитии познавательной        деятельности ребенка. Несовершенство тонкой двигательной координации кистей и пальцев рук затрудняет овладение письмом и рядом других учебных и трудовых навыков.

Для     развития         мелкой    моторики        полезны следующие специальные упражнения:

   составление контуров предметов (например, стола, дома) сначала из крупных, а затем из более мелких палочек;
   составление цепочки из 6 - 10 канцелярских скрепок разного цвета;
   вырезание из бумаги какой-либо фигуры (например, елки) правой и левой рукой;
   нанизывание пуговиц, крупных бусинок на шнурок, а мелких бусин, бисера – на нитку с иголкой;
   сортировка бобов, фасоли, гороха, а также крупы (пшена, гречки, риса);
   застегивание и расстегивание пуговиц, молний, кнопок, крючков;
   завинчивание и отвинчивание шайбы, крышек у пузырьков, баночек;
   доставание бусинок ложкой из стакана;
   складывание мелких предметов (например, пуговиц, бусин) в узкий цилиндр;
   наматывание нитки на катушку и сматывание ее в клубок;
   продевание нитки в иголку;
–пришивание                 пуговиц         и          сшивание                                     материалов
различными видами швов;
   стирание ластиком нарисованных предметов;
   капание из пипетки в узкое горлышко бутылочки;
   надевание и снимание колечка (массаж пальцев);

   втыкание канцелярских кнопок в деревянный брусок; –комканье платка (носовой платок взять за уголок одной рукой и вобрать в ладонь, используя пальцы только этой руки); и т.д.

Правила работы с рабочими тетрадями дома.

1.Постоянно контролируйте позу ребенка. Ребенок не должен горбиться, наваливаться грудью на стол, подкладывать под себя ногу и др.

2.Мебель должна соответствовать росту ребенка, свет падать слева.

3.Следить за тем, как ребенок держит ручку или карандаш, «щёпотью», собрав пальцы «горсточкой» или сжав руку в кулак.

4.Кисть и локоть не должны зависать над столом.

 5. Ребенок должен нажимать на карандаш слишком сильно или слишком слабо.

6. Время работы не должно превышать 7 – 10 минут.

 Источник: https://dou24.ru/132/images/18-19/str_ped/avsevich/razvitie_grafomotornyx_navykov_u_detej_starshego_doshkolnogo_vozrasta.pdf

 

 

2 комментария:

  1. Инна Николаевна,полезный материал! Спасибо.

    ОтветитьУдалить
  2. Спасибо за ценные рекомендации! Особенно интересны специальные упражнения для развития мелкой моторики пальцев рук!!!

    ОтветитьУдалить