Развитие графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста
Что
такое графомоторный навык? Графомоторный
навык – это навык овладения письмом.
Письмо – это сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки. Техника письма требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, а также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания.
Неподготовленность к письму ребенка, может привести к возникновению негативного отношения к учебе, тревожного состояния ребёнка в школе.
Подготовка
к письму предполагает развитие у
детей:
• Мелкой
моторики пальцев рук. Учеными доказано, что развитие руки находится в тесной
связи с развитием речи и мышления ребёнка. Уровень развития мелкой моторики –
один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно
ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически
рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь.
• Ориентации
в пространстве, в частности, на листе бумаги, а также в общих направлениях
движения (слева - направо, сверху - вниз, вперед - назад);
• Чувство
ритма, умение согласовывать темп и ритм движений, слово и жест;
• Изобразительных
и графических умений.
Какие
же упражнения необходимы дошкольнику
для подготовки к письму?
• Это,
прежде всего, все виды изобразительной деятельности. Особое значение имеет
декоративное рисование – рисование орнаментов, узоров.
• Раскрашивание,
с этой целью можно воспользоваться различными раскрасками. Необходимо обращать
внимание на то, чтобы изображение было раскрашено достаточно тщательно, ровно и
аккуратно.
• Помогает
развитию графических навыков - это штриховка. Штриховка выполняется под
руководством взрослого. Для упражнения в штриховке можно использовать готовые
трафареты с изображением предметов
Широко используются различные графические упражнения в тетради в клетку: обведение клеток, составление узоров по клеткам, вписание в квадрат различных упражнений: овалов, линий, крючков и т. д. Если у ребенка нарушение графомоторных навыков, то вторичные нарушения уже идут в школе. Это такие нарушения, как дисграфия. Это частичное нарушения процесса письма, где ребенок не может писать слитно, искажает и заменяет буквы, аграмматизмы. И такое нарушение, как аграфия, т. е. полная неспособность овладеть процессом письма или потеря этого навыка.
У детей, которых нарушены графомоторные навыки,
быстро устают, отличаются пониженной
работоспособностью. Нарушения моторики
отрицательно сказываются на развитии познавательной
деятельности ребенка. Несовершенство тонкой двигательной
координации кистей и пальцев рук затрудняет овладение письмом и рядом других
учебных и трудовых навыков.
Для
развития мелкой моторики полезны следующие
специальные упражнения:
– составление цепочки из 6 - 10 канцелярских скрепок разного цвета;
– вырезание из бумаги какой-либо фигуры (например, елки) правой и левой рукой;
– нанизывание пуговиц, крупных бусинок на шнурок, а мелких бусин, бисера – на нитку с иголкой;
– сортировка бобов, фасоли, гороха, а также крупы (пшена, гречки, риса);
– застегивание и расстегивание пуговиц, молний, кнопок, крючков;
– завинчивание и отвинчивание шайбы, крышек у пузырьков, баночек;
– доставание бусинок ложкой из стакана;
– складывание мелких предметов (например, пуговиц, бусин) в узкий цилиндр;
– наматывание нитки на катушку и сматывание ее в клубок;
– продевание нитки в иголку;
–пришивание пуговиц и сшивание материалов
различными видами швов;
– стирание ластиком нарисованных предметов;
– капание из пипетки в узкое горлышко бутылочки;
– надевание и снимание колечка (массаж пальцев);
– втыкание
канцелярских кнопок в деревянный брусок; –комканье платка (носовой платок взять
за уголок одной рукой и вобрать в ладонь, используя пальцы только этой руки); и
т.д.
Правила работы с рабочими тетрадями дома.
1.Постоянно контролируйте позу ребенка. Ребенок не должен горбиться, наваливаться грудью на стол, подкладывать под себя ногу и др.
2.Мебель должна соответствовать росту ребенка, свет падать слева.
3.Следить за тем, как ребенок держит ручку или карандаш, «щёпотью», собрав пальцы «горсточкой» или сжав руку в кулак.
4.Кисть и локоть не должны зависать над столом.
5. Ребенок должен нажимать на карандаш слишком сильно или слишком слабо.
6. Время работы не должно превышать 7 – 10 минут.
Инна Николаевна,полезный материал! Спасибо.
ОтветитьУдалитьСпасибо за ценные рекомендации! Особенно интересны специальные упражнения для развития мелкой моторики пальцев рук!!!
ОтветитьУдалить