понедельник, 31 августа 2020 г.

           Средства развития мелкой моторики рук у детей с нарушением речи


Заботиться о своевременном развитии речи ребёнка необходимо с первых недель его жизни: развивать его слух, внимание, разговаривать, играть с ним, развивать его двигательные умения.

Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь.

Умение выполнять мелкие движения с предметами развивается в старшем дошкольном возрасте. Именно к 6-7 годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон коры головного мозга, развитие мелких мышц кисти. Важно, чтобы к этому возрасту, ребёнок был подготовлен к усвоению новых двигательных навыков. Поэтому придается большое значение использованию этого факта в работе с детьми, имеющими нарушения в развитии речи.

Выполняя пальчиками различные упражнения, дети достигают хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи (так как при этом индуктивно происходит возбуждение в речевых центрах мозга), но и подготавливает их к рисованию, а в дальнейшем и к письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, это в дальнейшем облегчает приобретение навыков письма.  Всё это создаёт благоприятную базу для развития речи и более успешного обучения в школе.  Родители, которые уделяют должное внимание упражнениям, играм, различным заданиям на развитие мелкой моторики и координации движений руки, решают сразу две задачи:

  • во-первых, косвенным образом влияют на общее интеллектуальное развитие ребенка,
  • во-вторых, готовят к овладению навыком письма, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения, а также ускоряет созревание речевых областей и стимулирует развитие речи ребенка, что позволяет при наличии дефектов звукопроизношения быстрее их исправить.

Работа по развитию движения рук должна проводиться регулярно. Только тогда будет достигнут наибольший эффект от упражнений. Задания должны приносить ребенку радость, не допускайте скуки и переутомления.

Упражнения, направленные на развитие мелкой моторики рук, широко применяются в индивидуальной работе с детьми и при проведении групповых дидактических игр. При организации работы по укреплению мышц рук, развитию ловкости и координации движений используют разнообразное спортивное оборудование, игрушки и мелкие предметы. Личный контакт с каждым ребенком, атмосфера увлеченности и радости помогает детям чувствовать себя уверенно при проведении подобных упражнений.

Для того чтобы их выполнение стало увлекательной игрой, можно использовать разнообразные приемы:

-пальчиковая гимнастика;

-показ при помощи рук различных изображений («очки», «стул», «колокольчик», «зайка» и т.д.), которыми может сопровождаться чтение потешек или сказок;

-перекатывание между ладонями шестигранного карандаша;

-упражнения для ладоней и пальцев с грецкими орехами;

-конструирование из счетных палочек;

-лепка из соленого теста и теплого воска;

-рисование в воздухе;

-рисование различными материалами (ручкой, карандашами, мелом, цветными мелками, акварелью, гуашью, углем, пальцами и т. д.);

-обрывание бумаги разной плотности и фактуры (папиросной, газетной, картона), с последующим сбором обрывков и выполнением аппликации «Радуга»;

-сминание, а затем разглаживание ладонями и пальцами скомканного листа бумаги (заготовка фактурной бумаги для рисования или аппликации);

-наждачная бумага (буквы вырезанные из наждачной бумаги);

-плетение ковриков из бумажных разноцветных полос;

-набор мозаичных композиций из цветного пластика на основе, покрытой слоем пластилина. Для изготовления элементов используются цветные пластиковые емкости от шампуней и пищевых продуктов, разрезанные на квадраты размером 1×1 см;

нанизывание бус и пуговиц на проволоку, тесьму или леску;

 Особую роль в развитии ручной умелости играет умение уверенно пользоваться ножницами. Постоянные упражнения: симметричное вырезание, аппликация, а также вырезание ножницами различных фигурок из старых открыток, картинок — полезное и увлекательное занятие для будущих школьников. Талантом нашей народной педагогики созданы игры «Ладушки», «Сорока-белобока», «Коза рогатая» и другие. Их значение до сих пор недостаточно осмыслено взрослыми. Многие родители видят в них развлекательное, а не развивающее, оздоравливающее воздействия. Работы В.М. Бехтерева доказали влияние манипуляции рук на функции высшей нервной деятельности, развитие речи. Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость. Развитие тонких движений пальцев рук предшествует появлению артикуляции слогов. Благодаря развитию пальцев в мозгу формируется проекция «схемы человеческого тела», а речевые реакции находятся в прямой зависимости от тренированности пальцев.  Такую тренировку следует начинать с самого раннего детства, особенно у детей с нарушением речи.


 

 

 

2 комментария:

  1. пальчивая гимнастика вызывает большой положительный интерес у детей, поэтому очень часто используем дома, спасибо за консультацию

    ОтветитьУдалить
  2. Развитие мелкой моторики- важная составляющая часть развития ребёнка! Прочитав консультацию, убедилась в этом ещё раз!!! Буду усиленно развивать мелкую моторику у детей!!!

    ОтветитьУдалить