« Приемы обогащения словарного запаса детей дошкольного возраста »
Дошкольный возраст – период быстрого обогащения словаря. Первые осмысленные слова появляются у ребенка к концу первого года жизни. После полутора лет обогащение активного словаря происходит быстрыми темпами, и к концу второго года жизни он составляет 300 – 400 слов, к трем годам может достигать 1500 слов. Третий год жизни – период наибольшего увеличения активного словарного запаса. К четырем годам количество слов доходит до 1900, в пять лет – до 2000 – 2500, а в 6 – 7 лет до 3500 – 4000 слов. Особенно быстро увеличивается число существительных и глаголов, медленно растет число используемых прилагательных. Состав словаря отражает круг интересов и потребностей ребенка.
На 2-ом году жизни дети осваивают названия тех предметов одежды, мебели, посуды, игрушек и др., с которыми они действуют в детском саду и дома.
К концу второго года жизни можно говорить о
возникновении элементарных обобщений. На этой основе возникает возможность
учить детей обозначать одним словом сходные предметы и дифференцировать
(различать) одни группы предметов от других.
На 3-ем году жизни словарь детей пополняется в процессе освоения более
широкого круга предметов домашнего обихода, с которыми действуют и они сами, и
взрослые. Дошкольники осваивают названия предметов более далекого окружения,
которые видят на улицах, в парках и других местах.
На 4-ом году дети должны точно называть все вещи обихода, предметы
обстановки, разные транспортные средства и т.п., т.е. то, с чем они
сталкиваются повседневно.
В этом возрасте в программе значительное
внимание уделяется введению в словарь детей слов, обозначающих качества и
свойства предметов: дифференцируются части и детали предметов, их величина, а
также пространственные и временные отношения, что находит отражение в
соответствующем словаре, обозначающем части суток и их признаки, вводятся
слова, обозначающие пространственные отношения. Расширяется в словаре детей и
круг слов, обозначающих названия цветов и форм окружающих предметов, а также
вкусовых ощущений.
На 5-ом году жизни предусматривается введение в активный словарь названий
всех предметов, с которыми ребенок сталкивается в жизни. Вводятся в активный
словарь слова, обозначающие части и детали предметов, их качества и свойства,
пространственные и временные отношения.
В этом же возрасте в словарь вводятся слова,
обозначающие элементарные бытовые понятия (овощи, фрукты, одежда, игрушки,
обувь, посуда и др.), на основе выделения существенных признаков и обобщения по
ним.
На 6-ом году жизни главным содержанием словарной работы в процессе
ознакомления с предметами становится дальнейшее введение в словарь слов,
обозначающих дифференцированные качества и свойства по степени выраженности, а
также включают в словарь названия материалов и их предметов.
На 7-ом году жизни особое внимание уделяется точности словоупотребления
при обозначении качеств, особенностей предметов и материалов. Продолжается
работа по формированию новых понятий и дифференцировке известных, и на этой
основе расширяется словарь.
Однако важно не само по себе обогащение словаря, а его качественное
развитие – развитие значения слов. Четкая предметная соотнесенность возникает
не с самых ранних этапов жизни ребенка, а является продуктом развития. Сначала
слово ассоциируется для малыша только с конкретным, «единичным» предметом,
постепенно с развитием способности обобщения оно начинает обозначать все
предметы данной категории. К 4 – 5 годам дети осознают многозначность слов, но
не улавливают их переносного значения. Уточнение смыслового содержания слов к
6-7 годам еще только набирает силу.
Словарный запас активно обогащается за счет слов, придуманных ими
(«намакаронился», «грязиновые сапоги»). Словотворчество является важнейшей
особенностью детской речи – показатель освоения морфологических элементов
языка.
Важная задача воспитания и обучения состоит в
учете закономерностей освоения значений слов, в постепенном их углублении,
формировании умений семантического отбора слов в соответствии с контекстом
высказывания.
Выделяют четыре основные задачи:
·
Обогащение
словаря новыми словами, усвоение детьми ранее неизвестных слов, а также
усвоение новых значений ряда слов, уже имеющихся в лексиконе;
·
Закрепление и
уточнение словаря;
·
Активизация
словаря – новое слово должно войти в словарь в сочетании с другими словами,
чтобы дети привыкли употреблять их в нужном случае;
·
Устранение из
речи детей нелитературных слов.
Прежде всего дети усваивают:
·
Бытовой словарь:
название частей тела, лица; название игрушек, посуды, мебели, одежды, предметов
туалета, пищи, помещений;
·
Природоведческий
словарь: явления неживой природы, растений, животных;
·
Обществоведческий
словарь: слова, обозначающие явления общественной жизни (труд людей, родная
страна, национальные праздники, армия и др.);
·
Эмоционально-оценочную
лексику: слова, обозначающие эмоции, переживания, чувства (смелый, честный,
радостный), качественную оценку предметов (хороший, плохой, прекрасный), слова,
эмоциональная значимость которых создается при помощи словообразовательных
средств (голубушка, голосок), образование синонимов (пришли – приплелись,
засмеялись – захихикали), с помощью фразеологических сочетаний (нестись сломя
голову), слова, в собственно лексическом значении которых содержится оценка
определяемых ими явлений (ветхий – очень старый);
·
Лексику,
обозначающую время, пространство, количество.
Словарная работа в каждой группе проводится с учетом возрастных и
индивидуальных особенностей словаря, психического развития в целом, а также
текущих воспитательных задач.
Методы и приемы словарной работы.
1. Методы накопления содержания детской речи
(методы ознакомления с окружающим миром, обогащения словаря): рассматривание и
обследование предметов, наблюдение, осмотры помещений детского сада, целевые
прогулки и экскурсии; опосредованное ознакомление: рассматривание картин с
малознакомым содержанием, чтение художественных произведений, показ кино, видео
фильмов, просмотр кинопередач.
2. Методы для закрепления и активизации
словаря: рассматривание игрушек, рассматривание картин с хорошо знакомым
содержанием, дидактические игры, чтение художественных произведений,
дидактические (словарные) упражнения.
3. Театрализованные игры, праздники и
развлечения, участие в концертах, утренниках способствуют активизации образного
словаря.
Словарная
работа проводится во время всех видов НОД, в режимные моменты. Таким образом,
развитие словаря осуществляется в разных видах деятельности. Важно помнить, что
для этого необходимо направлять процесс обогащения и активизации словаря детей,
используя разные приемы словарной работы с учетом особенностей каждого вида
деятельности.
Источник: https://www.art-talant.org/publikacii/8001-priemy-obogascheniya-slovarnogo-zapasa-detey-doshkolynogo-vozrasta
Комментариев нет:
Отправить комментарий